Мобильный поиск Google и перспективы

Про мобильную версию было много шума. С подачи Google появились страшилки, что весь мир пересаживается на мобильники (и даже рунет), десктопы отмирают и далее следует тьма писанины в таком же духе. В реальности же, всё обстоит несколько иначе.

Во-первых, смартфонов стало много везде. Особенно в буржунете. В РФ, согласно статистике Li.ru мобильная операционка Android действительно выдаёт лидирующие показатели, но это ничего не значит. Не значит то, что на смартфоне будет висеть целевой посетитель, а не любитель пощёлкать котиков или потрещать в Вконтакте.

Поиск с мобильных устройств статистика и график

Во-вторых, глупо не иметь мобильную версию, если вдруг на сайт зайдут с мобильника. Посетитель сейчас привередливый, но другой вопрос, что крупному сайту может быть экономически не целесообразно пока делать версию для смартфонов, особенно, если посетители - сплошной декстоп.

Что известно вообще о мобильном поиске?
Яндекс и Google научились читать скрипты и css, имеют мобильного бота. По большому счёту мобильный поиск не такой уж и мобильный, запредельных технологий нет, просто сайтов мобильных стало в разы больше, поэтому и в мобильной выдаче больше мобильных сайтов.

Основной задачей веб-мастера в Гугле - получить серую надпись для мобильных для ссылки. Кто-то делает примитивную псевдо-мобильную версию (просто пряча боковые колонки сайта через display:none для конкретного разрешения), кто-то делает отдельную версию для смартфонов на поддомене, кто-то пошёл дальше всех и сделал адаптивный сайт. Всё это для Google значения не имеет. Удобство мобильности он ставит на последнее место, и значение оно имеет лишь для пользователей. Понравится мобильный сайт пользователям, значит сайт в перспективе выиграет.

У Google, согласно неоднократным заявлениям сотрудников команды качества поиска, только один индекс. Нет никаких дополнительных, добавочных, мобильных и т.д.  Индекс один, а сортировка разная. Пока что (в связи с отставанием планшетов) это мобильный поиск и десктопный поиск с компа. Логично, что для разных устройств выдача разная, хотя таковой по большому счёту не является, потому что Google не приносит в жертву релевантность страниц ради юзабилити сайта. Так всегда было, и в этот раз не является исключением.

Не мобильные сайты понижены не будут.
Перед глобальным апрельским обновлением Google предупреждал, что апдейт затронет только мобильную выдачу. Не сразу, а постепенно. В течение года пошагово будет меняться в разных запросах настолько, чтобы приоритет в мобильной сортировке имели мобильные сайты. И вот в этом месте образуется явная несостыковка. С одной стороны Гугл обязался развивать мобильный поиск (Яндекс к слову таких громких обещаний не давал, а просто выехал на волне страшилок Гугла), с другой Гугл не может ставить во главу угла сам факт мобильности сайта. И в третьих, отдельного ранжирования для мобильных как такового нет, потому что поиск один.

Выход из ситуации оказался куда проще. Если поинспектировать запросы с сортировками для мобильных и для декстопа, то увидим интересную картину (купить телевизор в москве):

Сравнение выдачи со смартфона и компьютера

Слева десктоп, справа мобильная сортировка. Зелёными стрелками отмечены мобильные сайты. Кстати, тут становится понятно, почему "сортировка". Сайты в мобильной и десктопной версиях поиска лишь слегка разнятся в позициях.

Что характерно для большинства проверенных запросов (где есть на первой странице мобильные сайты) - это сайт, у которого есть мобильная версия, на первом месте. Далее могут быть ещё мобильные, но обязательно существует "окно" в мобильном поиске из немобильных сайтов. Таким примеров очень много.

Типичные "окна":

Мобильный поиск Google

Купить чихуахуа в Москве

Есть предположение, что в перспективе в целях оптимизации затрат на ранжирование Google с большей вероятностью поставит в топ десктопного поиска сайт, у которого есть мобильная версия (или адаптивный, что в данный момент синомично). Конечно есть ряд запросов, куда "алгоритм сортировки" ещё не добрался и там полный хаос, или просто нет для выдачи вариантов с мобильными сайтами (владельцы сайта стоят насмерть и не внимают страшилкам).

Мобильный поиск без мобильных сайтов:

Сравнение выдачи со смартфона и компьютера

Что происходит в данном случае непонятно, то ли баг, то ли апдейт сюда ещё не добрался, но мобильные сайты строго внизу, то ли у сайтов так прокачано ссылочное, что позволяет обойти смысл и предназначение мобильного поиска.

Закономерный результат (бас-гитары Ibanez):

Выдача мобильного поиска

В данном случае уже очевиднее ситуёвина. Есть ярко выраженный лидер - Музторг, есть официальный сайт. Они будут наверху. Ниже идёт то, что Гугл по возможности покажет первыми после лидеров - сайты с мобильной версией (в примере Pop-music и VK).

Какой сегодня праздник:

Какой сегодня праздник

Тут получается так, что портянка сайтов с первой страницы не имеет мобильной выдачи, и Гуглу нечего показывать.

Выводы.
При проверке большого числа запросов выявлено, что результаты (как и говорилось выше) в обеих сортировках всегда одинаковы, просто сортируются по-разному. Вывод, что ссылочное в мобильном поиске куда больше важнее, чем наличие мобильной версии, закономерен. Хотя Google кроме ссылок использует и другие сигналы в ранжировании, но пока что мобильные сигналы принимать всерьёз не стоит, равно как и гнаться за мобильной версией, если это требует больших финансовых затрат, т.е. превосходящих профит.

Оптимальным вариантом является адаптивный сайт хотя бы потому, что ссылочное будет работать на одни и те же ссылки в мобильном и декстопном отображении.

Во многих коммерческих запросах в условиях жёсткой конкуренции стоит обзавестить мобильной (адаптивной) версией, если весь в топе есть мобильные сайты, чтобы хоть как-то приблизиться к "небожителям" и обогнать конкурентов. Google уже столкнулся с тем, что говноблоги а агрегаторы гораздо быстрее зашевелились и сообразили себе мобильные версии, но из одинаково качественных сайтов в конкурентных условиях поисковик поставит выше для декстопа и мобильного поисков тот сайт, который имеет все условия для этого (мобильную или адаптивную версию). Яндекс вероятно пойдёт тем же самым путём: сначала ссылочное, потом мобильный: true/false. Эти два фактора просто обязаны рулить в поиске.

Состояние индекса всё-таки лучше отражает десктопная сортировка результатов. На сегодняшний день Гугл не развил мобильный поиск до такой степени, чтобы он стал по-настоящему мобильным. Достаточно накупить не особо палевных ссылок, чтобы немобильный сайт обошёл мобильные сайты и вышел поближе к первым результатам, что весьма печально.