У сервиса потоковых видеоигр Google Stadia были амбициозные планы по подрыву игровой индустрии, в которой доминируют консоли. Технологический гигант планировал наполнить Stadia оригинальным контентом, объявив два года назад, что нанимает сотни разработчиков игр и запускает студии в Лос-Анджелесе и Монреале.
Но эти команды так и не смогли начать работу, так как были распущены в начале этого месяца (февраль 2021 года), поскольку Google закрыл собственную разработку игр. С самого начала подход Google к видеоиграм не был похож на то, что обычно делал Google. Компания Alphabet Inc. стремится выпускать простые продукты и тестировать их по мере их роста. Со Stadia все получилось иначе. Яркие пресс-конференции и рекламные кампании обещали высококачественные игры с инновационными функциями, в которые можно играть на смартфонах Android или на телевизоре через Chromecast. Геймеры будут иметь доступ к библиотеке эксклюзивных игр и хорошо известных фаворитов, таких как Assassin's Creed, без необходимости тратить 500 долларов на PlayStation от Sony Corp. или Xbox от Microsoft Corp.
Поэтому, когда в 2019 году была запущена Stadia, геймеры ожидали полного пакета, а не бета-модели. В то время как технология облачной потоковой передачи получилась на достаточно хорошем игровом уровне, библиотека игр не впечатляла, а многие из обещанных функций отсутствовали. "Другие платформы предлагают сотни игр в год, но у Stadia менее 80", - по словам Мэта Пискателлы, аналитика NPD Group, который отслеживает данные о продажах видеоигр.
Игрокам также не нравилась бизнес-модель Stadia, которая требовала, чтобы игроки покупали игры индивидуально, а не подписывались на услугу "все, что вы можете играть" в стиле Netflix или Xbox Game Pass. Плата до 60 долларов за одну игру, чтобы она существовала только на серверах Google, а не на вашем компьютере, некоторым показалась завышенной. После всей этой шумихи геймеры были разочарованы. Stadia не достигла поставленных целей по продажам контроллеров и 100 тысяч ежемесячно активных пользователей (со слов двух человек, знакомых с этим вопросом, которые попросили не называть их имени). Представитель Google отказался комментировать эту информацию.
"Я думаю, было бы справедливо сказать, что громкие анонсы, предшествующие запуску Stadia и вокруг него, были несовместимы с конечным продуктом", - сообщил Пискателла.
Проблемы Stadia - это предупреждающий знак для других перспективных сервисов потоковой передачи видеоигр. Microsoft и Amazon.com Inc., обе крупные технологические компании с большим опытом работы в видеоиграх, имеют амбиции в этой области с их соответствующими предложениями xCloud и Luna. Но эти продукты выпускались постепенно, а не обещали стать неприменными убийцами консолей.
Так не должно быть. На самом деле у Google была бета-версия Stadia в 2018 году. Называлась Project Stream и позволяла пользователям играть в популярную игру Ubisoft Entertainment SA Assassin's Creed Odyssey во вкладке браузера Chrome. Поклонники были впечатлены.
В следующем году на конференции разработчиков игр Фил Харрисон, отвечающий за Stadia, представил то, что он назвал "будущим игр". Он пообещал, что Stadia будет мощнее PlayStation или Xbox. Он продемонстрировал инновационные функции, такие как State Share, которые позволят пользователям делать "снимки" своих игр и делиться ими с друзьями, позволяя перейти в тот момент игры, где они остановились.
Перспективы были захватывающими для фанатов и ученых мужей, которые предсказывали, что Stadia сможет доминировать на рынке, предлагая многие из тех же игр, что и Xbox и PlayStation, но дешевле.
Все это вызвало беспокойство у некоторых разработчиков в Stadia. По их словам, крайний срок старта платформы осенью 2019 года не позволит им достичь того, чего ожидают игроки. Они утверждали, что Google должен позиционировать запуск как еще один бета-тест. В конце концов, самые успешные продукты Google следовали аналогичному подходу. Например, Gmail официально находился в стадии бета-тестирования в течение пяти лет, поскольку компания продолжала почту постоянно улучшать.
Харрисон позиционировал Stadia как традиционную игровую платформу, полную наворотов, но это не соответствовало собственной мантре Google "мыслить масштабно, но начинать с малого".
Фил Харрисон держит контроллер Stadia во время конференции разработчиков игр в 2019 году.Фотограф: Дэвид Пол Моррис / Bloomberg:
Ветеран британской индустрии видеоигр, Харрисон был заметным лицом как в PlayStation, так и на Xbox во время их неудачных и худших запусков консолей - PlayStation 3 с завышенной ценой и плохо управляемой Xbox One. Он присоединился к Google в 2018 году в качестве вице-президента Stadia.
По словам информаторов, знакомых с условиями сделки, его команда уговорила крупных издателей, таких как Ubisoft и Take-Two Interactive Software Inc., выложить десятки миллионов долларов на приобретение таких игр, как Red Dead Redemption II на Stadia. Сумма денег, которую Google был готов потратить, стала шоком для опытных разработчиков игр, но даже этого оказалось недостаточно. Платформы видеоигр живут или умирают за счет эксклюзивного контента. Поэтому Харрисон также пригласил Джейда Рэймонда, ветерана, работавшего над Assassin's Creed и Star Wars, чтобы начать создание собственного подразделения разработки.
Официальный выпуск Stadia 19 ноября 2019 года заставил критиков почесать головы. Библиотека игр была небольшой и в основном старой, и ни один из эксклюзивов Google еще не был доступен. Большинство функций, которые обещал Харрисон, на самом деле отсутствовали.
Платформа была доступна только в комплекте за 130 долларов, в который входил специальный контроллер и Chromecast. Игровой веб-сайт Kotaku назвал маркетинг "случайным и ужасным", и платформа не прижилась. Фактически, компания произвела намного больше контроллеров Stadia, чем требовалось, поэтому в прошлом году раздавала их бесплатно. Несмотря на прохладный запуск, разработчики Stadia с оптимизмом считали, что они смогут завоевать поклонников эксклюзивными играми, если Google даст им время на успех. Они были в восторге от игровых прототипов, которые могли работать только на облачной платформе, расширяя пределы памяти с помощью искусственного интеллекта, управляемого компьютером. Один из прототипов, по словам информаторов, знакомых с планами, был описан как нечто среднее между Google Assistant и домашним животным тамагочи, который позволял игрокам взаимодействовать с умными существами всевозможными забавными способами.
Затем 1 февраля 2021 года Google внезапно прекратил разработку собственных игр. Stadia по-прежнему будет существовать, как услуга и будет предлагать сторонние игры, которые также доступны на других платформах. Но без эксклюзивов у Stadia мало надежды на конкуренцию с большими консолями или на создание многомиллионной аудитории. Кажется маловероятным, что это будет "будущее игр", которое обещал Харрисон.
Stadia не следовала традиционному руководству Google, и без масштабных и радикальных изменений рискует попасть в длинный список продуктов, убитых Google.
Оригинал: Google’s Stadia Problem? A Video Game Unit That’s Not Googley Enough.
Полезные ссылки: Google Stadia на Википедии.